- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Сравнительный анализ кризисов 2008 и 2014-2015 годов, анализ причин и механизмов развития, движущие силы посткризисного подъема
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K006222 |
Тема: | Сравнительный анализ кризисов 2008 и 2014-2015 годов, анализ причин и механизмов развития, движущие силы посткризисного подъема |
Содержание
15 Курсовая работа По теме: «Сравнительный анализ кризисов 2008 и 2014-2015 годов: анализ причин и механизмов развития, движущие силы посткризисного подъема» Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты функционирования кризиса в политической и экономической среде страны 5 1.1 Сущность и понятие кризиса 5 1.2 Мировые экономические кризисы: причины возникновения, последствия и пути преодоления 8 Глава 2. Анализ причин и механизмов развития кризисов 2008 и 2014-2015 гг. в России 12 2.1 Особенности экономического кризиса 2008 гг. в России 12 2.2 Проявление экономического кризиса 2014-2015 гг. в России 15 2.3 Сравнительный анализ кризисов 2008 и 2014-2015 гг. в России, и пути выхода 20 Заключение 29 Библиографический список 31 Введение Актуальность темы, обусловлена тем, что изучение особенностей и основных причин кризиса в той или иной стране, позволяет сделать выводы, не только о текущем состоянии экономики, но и предполагает определение путей будущего развития государственной системы в целом. Кризис представляет собой значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся значительными потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях. Данные процессы, в конечном счете, ведут к дисбалансу функционирования экономической системы в целом. Изучение основных причин и последствий кризиса, является одной из приоритетных задач в стране. В 2008 и 2014-2015 годах в России были кризисы, которые негативно повлияли на экономическую и политическую ситуацию в стране. Актуальность данной темы заключается в изучении причин и последствий данных кризисов в России. Объектом исследования является процесс изучения основных причин и последствий кризисов 2008 и 2014-2015 года в России. Предметом исследования является экономический кризис 2008 и 2015-2014 года в России. Целью исследования является изучение теоретических аспектов воздействия кризиса, а затем на их основе изучить основные причины и последствия кризиса 2008 и 2014-2015 года, характеризующие экономическую и политическую систему РФ. Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач: - Обобщить теоретические положения и раскрыть сущность и особенности кризиса; -Охарактеризовать мировые экономические кризисы: причины возникновения, последствия и пути преодоления; - Обобщить особенности экономического кризиса 2008 гг. в России; - Проанализировать основные аспекты экономического кризиса в России 2014-2015 года; - Проведение сравнительного анализа кризисов 2008 и 2014-2015 гг. в России, и пути выхода. Исследование проблем кризиса находилось в центре внимания отечественной экономической науки. Данную тему исследовали следующие отечественные ученые A.A. Аракеляна, Д.А. Баранова, В.П. Калинина, E.Ж. Кантора, А.Ф. Ковалева, С.М. Кузьменко, В.И. Кушлина, Ю.И. Любимцева, A.A. Малыгина, П.М. Павлова, М.И. Римера и другие. Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования стали фундаментальные положения макроэкономики, законодательные и нормативные акты России, монографии, научные статьи отечественных и зарубежных ученых. В курсовой работе использованы как общенаучные, так и специальные методы исследований. Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Основной текст работы изложен на 32 страницах печатного текста. Глава 1. Теоретические аспекты функционирования кризиса в политической и экономической среде страны 1.1 Сущность и понятие кризиса Кризис - чрезвычайно сложное явление. Поэтому все приведенные научные причины объясняют ее возникновения с разных сторон. Но наиболее объемной, глубинной причиной, которая охватывает в известной мере другие второстепенные причины, является противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения. Выясним коротко ее сущность. Все кризисы отличаются друг от друга, так как каждая из них исторически неповторимая и индивидуальная. Объяснить их суть с помощью лишь какой-то одной группы факторов невозможно. Однако можно выделить ряд общих закономерностей, присущих всем им. 1. Экономические циклы средней продолжительности имеют четыре последовательные фазы: кризис, депрессию, оживление, подъем. Определяющими моментами среди этих фаз кризис и подъем. Переход от одной фазы цикла к другой осуществляется автоматически - на основе рыночных саморегуляторов. 2. Средние циклы по своему содержанию отражают цикличность развития не только производства, но и обмена, распределения и потребления. Это обусловливает многогранность циклических колебаний, показателями которых являются: общие масштабы производства, динамика национального дохода и валового национального продукта, загруженность производственных мощностей, занятость, реальные доходы населения. Важным показателем цикличности является движение нормы прибыли, а также показатели, характеризующие экономическую эффективность воспроизводства. 3. Материальной основой средних циклов является физическое обновление основных средств производства, прежде всего их активной части - орудий труда. Итак, производство средств производства выполняет в механизме цикличности базовую функцию. В процессе циклических колебаний они испытывают наибольшую нагрузку. В странах, где доля отраслей первого подразделения в экономике меньше, цикличность при прочих равных условиях оказывается меньше. 4. Цикличность, вызванная обновлением основных производственных фондов, не обязательно приводит к спаду производства. Старение и физическая замена изношенных средств производства не является непосредственной причиной кризиса. Негативные последствия этих процессов можно регулировать. Экономике внутренне присущи свойства предотвращения таких производственным спады. Для этого необходимо разграничить материальные основы среднесрочных циклических колебаний и непосредственные причины кризисов. Последними являются внутренние противоречия рыночной экономики: функциональная обособленность ее структурных элементов и принципиальная невозможность в связи с этим целостного макроэкономического регулирования ее. Общие денежные кризисы непосредственно связаны с производственным циклом и является элементом общих экономических кризисов. Специфические денежные кризисы разворачиваются на основе противоречий, внутренне присущих денежной системе, и образуют собственно источник ее саморазвития. Разграничение кризисов достаточно относительное. Оно нужно с точки зрения выявления содержательных характеристик каждой из них. По содержанию денежные кризисы выступают как кризисы сферы денежного обращения и кризиса сферы кредита. Поскольку денежное обращение в значительной своей части функционирует в виде кредитных средств обращения, то денежные кризиса фактически является кризисами кредитно-денежной системы. Они чаще зарождаются в фазах оживления и подъема промышленного цикла. Во время массового обновления производственных фондов резко возрастает спрос на кредитно-денежные ресурсы. Конкретными формами проявления ее есть кризисы платежных средств, заемного капитала и денежного обращения. Итак, представители различных направлений и школ политической экономии приводят разные объективные и субъективные причины цикличности экономического развития, которые можно сгруппировать как внешние и внутренние, исходя из их влияния на характер цикла, его продолжительность, специфику проявлений отдельных фаз. Среди внешних причин можно выделить: - Войны, революции и другие политические потрясения; - Открытие крупных месторождений золота, урана, нефти и других ценных ресурсов; - Освоение новых территорий и связанная с этим миграция населения, колебания численности населения земного шара; - Мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации, которые позволяют коренным образом изменить структуру общественного производства. Среди внутренних причин выделяют: - Личные потребности, сокращение или рост которых отражается на объемах производства и занятости; - Инвестирование, то есть вложение средств в расширение производства, его модернизацию, создание новых рабочих мест; - Экономическую политику государства, прямо и косвенно влияет на производство, спрос и потребление. Рассмотренные причины взаимосвязаны, могут вызывать как подъем, так и спад экономической активности через определенные промежутки времени. 1.2Мировые экономические кризисы: причины возникновения, последствия и пути преодоления Процесс глобализации экономики в мире вызывает постоянные проблемы на разных этапах развития национальных экономик, нарушает баланс механизма хозяйствования, вызывает дисбаланс национальной экономики, обостряет вопрос имеющихся противоречий, которые накапливались в течение определенного отсчета времени. Активизация этих противоречий стали причиной возникновения экономических и финансовых кризисов с разной глубиной обострения проблем. Кризис, как явление, имеет сложный социально-экономический и философский характер: он обладает положительными и отрицательными последствиями для страны, дает возможность для размышлений о будущем, дает время для работы над ошибками в действиях руководства, просмотра программ развития, разработок будущих путей развития экономики страны . За всю мировую историю становления и развития мирового индустриального общества, известны примеры многих кризисов, возникающих по разным причинам, но проходящих почти одинаково и их последствия не очень отличались друг от друга. Влияние на экономику стран мира в разное время отмечались характерными особенностями. Кризисы, которые возникали в 20-е - века, охватывали две-три страны, а затем, когда менялся их характер проявления, они начали, охватывали большую часть цивилизованного мира. Первый мировой экономический кризис возник 1857 году, и охватил страны США, Германию, Англию и Францию. Именно эти страны отличались от других значительным подъемом производственного сектора и важным для развития человечества промышленной техники. Значительным мировым экономическим кризисом стал Большой Мировой кризис 1929 года. Великая депрессия, как ее называли, стала самой масштабной по результатам кризисом ХХ века. Начался он с обвала акций на фондовом рынке 24 октября во так называемый «Черный четверг» в США. Он стал настолько мощным, что охватил все индустриально развитые страны мира. Появление новой техники и технологий в 20-30-х годах способны были обеспечить массовое производство, но не смогли обеспечить спрос на продукцию и массового покупателя этой продукции. Это стало значительной причиной для пересмотра регулирования рыночных отношений и определение роли государства в данном устройстве. Как следствие, хозяйственные связи были нарушены, национальная валюта обесценена, быстрыми темпами росли долговые обязательства стран. Совсем другая природа возникновения экономических кризисов в России обусловлена ее не простой историей. Мировые кризисы отрицательно повлияли и на экономику России, которая в эти периоды проходила свой путь становления испытанием на стабильность проявлением внутренних кризисов. Причины кризисных явлений в экономике страны, можно разделить на 3 части: - первая - причины, которые перешли в национальную экономику с развалом СССР; - вторая - необдуманное и провальное управление социально-экономическими процессами неопытными представителями власти; - третья вызвана необходимостью проведения прогрессивных реформ, что позволило бы за определенный промежуток времени трансформировать экономику в современное экономическое общество мировой экономики. В первую очередь, это касалось конкуренции товаров и услуг, которую национальное производство не выдерживало. Устаревший основной фонд производственного комплекса, отсталые технологии, неопытный персонал и неспособность управлять организацией без специальных знаний - все было не в пользу стране. Анализируя этапы возникновения мировых кризисов, можно отметить, что кардинальные изменения, которые происходят в обществе, доказывают наличие переходного состояния экономики от одного этапа к другому, а эти процессы всегда сопровождается изломом старых и построением новых механизмов регулирования. В зависимости от готовности страны к изменениям, продуманности и финансовой стабильности экономики будет зависеть глубина и характер обменных процессов и их последствий. Если в стране есть проблемы, связанные с монетарной или фискальной политикой, есть проблемы политического характера, тогда кризис может оказаться глубоким, затяжным и изнурительным для страны. Чем слабее страна, тем острее будет проявление кризиса. И наоборот, чем сильнее страна, тем скорее будет проходить «выздоровления» экономики, работа над новыми программами развития и проведения анализа кризисных явлений и основных причин, ее вызвавших. Изучая историю возникновения и развития экономических кризисов, а также их последствия для общества, можно прийти к выводу, что каждая социально экономический кризис в мировом обществе несет потенциальную угрозу экономике страны как прогрессивным, так и тех, которые только становятся на путь реформирования. В результате проведенного исследования, можно утверждать: 1. Кризисы возникают в нестабильных и экономически незащищенных обществах. Для предотвращения негативных последствий необходимым шагом является разработка и пересмотр существующих программ развития стран в период стабильности экономики. 2. Смягчение последствий кризисов и предупреждения возможности обвала национальной валюты важно научно-обоснованный и взвешенный подход к разработкам дальнейшего стратегического курса страны, а также механизму его реализации во всех сферах хозяйственной деятельности. 3. Разработка и построение совершенно новых механизмов эффективного регулирования экономики, включающих в себя технико-экономические отношения хозяйственного механизма. Это является чрезвычайно важным фактором, который влияет на социально-экономическое положение хозяйственного механизма страны. 4. Влияние мировых кризисов деструктивно влияет на развитие экономики стран мира. 5. Совокупность негативных факторов влияния на экономику России приводит к нарушению функционирования всех ее цепей, в конечном итоге приводит к углублению внутренних и внешних проблем страны, вызывая девальвацию национальной валюты. 6. Поддержание экономики России в ситуации вызывает значительное увеличение расходов хозяйственного комплекса, на поддержку социальных программ, что требует привлечения дополнительных средств-займов, которые значительно увеличивают государственный долг. Такой механизм «спасения» обусловлен нехваткой средств резервного фонда страны, которые были потрачены не по назначению, а это проблема руководства и показатель колоссальной коррупции. Глава 2. Анализ причин и механизмов развития кризисов 2008 и 2014-2015 гг. в России 2.1 Особенности экономического кризиса 2008 гг. в России В условиях глобализации экономический кризис приобретает всеобъемлющий характер. Глобальный финансовый кризис 2008 года - самый мощный кризис со времен Великой депрессии. Кризис проявился в сентябре 2008 года во время банкротства, слияния или консервации нескольких крупных американских финансовых компаний. Начавшись с банкротства крупных финансовых учреждений в США, он быстро разрастался в глобальный кризис, который привел к банкротству нескольких европейских банков, падение различных биржевых индексов и значительному падению стоимости акций и товаров по всему миру. Кризис привел к проблемам ликвидности и дерегулировании финансовых учреждений в США и Европе, что дальше усилило кризис ликвидности. Мировой финансовый кризис превратился в валютный кризис, вызванный желанием инвесторов перевести свои капиталы в более сильные валюты, такие как евро, доллар и фунт стерлингов, побуждая многонациональные экономики искать помощь у Международного валютного фонда. Кризис был вызван ипотечным кризисом и является острой фазой финансового кризиса 2007-2008 гг. Глобальный экономический и финансовый кризис не обошел и Россию. Неблагоприятные процессы на мировом рынке товаров и капиталов негативно сказались на экономике России. В России были свои причины экономического кризиса, унаследованные еще от бывшего СССР. Все причины отечественные экономисты разделяют на три группы. К первой группе отнесли причины, унаследованные от СССР, ко второй - неудачно проведенные экономические реформы, а третьей - причины, связанные с трансформацией экономики России к рынку, а именно: - Наличие глубоких диспропорций в экономике, которые проявились в том, что доля производства группы А (производство средств производства) составляла 70%, а группы В (предметов потребления) - 30%, в то время как в развитых странах имеет место обратное соотношение; следовательно, экономика ориентирована не на человека, а на производство ради производства; - Значительная милитаризация экономики - 35% от ВВП; - Значительный физический и моральный износ основных производственных фондов, откуда низкий уровень производительности труда и ухудшения конкурентоспособности на мировых товарных рынках; - Разрыв хозяйственных связей со странами бывшего СССР, в результате чего Россия потеряла рынки сбыта, источники сырья, а это, в свою очередь, привело к остановке многих предприятий. Из-за отсутствия ресурсов и комплектующих только 20% предприятий имели завершенный технологический цикл. Россия стала зависимой от мировых цен на сырьевые товары и энергоносители. Причины, связанные с неудачными экономическими реформами в стране: - Неудачное реформирование экономики, внедрения теории свободного рынка, функционировал в странах Запада еще до экономического кризиса (1929-1933р.р.). Эта политика нашла свое проявление в шоковой либерализации цен. Авторы такой политики считали, что высокие цены будут стимулировать производство, но они не учли того, что у 80% населения просто не было денег. Возникла диспропорция на рынке товаров и денег. - Отступление реформаторов от государственного регулирования экономики, то есть, неумение рационально совместить механизм государственного регулирования с рыночными рычагами, как это используют страны Запада. - Кланово-номенклатурный характер разгосударствления и приватизации, в результате которой государственная собственность перешла к небольшому количеству человек, причем, в государственный бюджет поступили незначительные средства. - Непродуманная валютная политика, из-за которой рациональное установление валютных курсов. - Несовершенное налоговое законодательство, поставило в невыгодное положение товаропроизводителя (через непомерный налоговый груз), и в выгодное, привилегированное - посредника. К третьей группе относят причины, которые возникли в результате трансформации экономики России к рынку: - Открытость экономики, способствовала насыщению отечественного рынка иностранными товарами низкого качества, но дешевле чем товары отечественного производства, в результате некоторые отрасли и предприятия не выстояли в конкурентной борьбе; - Зависимость экономики от иностранного капитала (со второй половины 2005 года значительно выросли потоки капитала в России, это привело к валютным дисбалансам, повышению уровня инфляции, что ухудшило ценовую конкурентоспособность экономики, рост дефицита платежного баланса и внешнего долга; - Отставание надежной кредитно-банковской системы, в результате чего коммерческие банки получают стократные прибыли, наживаясь от конвертируемости валюты; - Массовый отток капитала за границу в оффшорные зоны (ежегодно 5-6 млрд. долл., что в совокупности составляет 25-30 млрд. долл.) и т.д.. Вышеназванные и еще много других внешнеэкономических причин углубляют экономический кризис и его социальные последствия, такие как инфляция, рост цен на энергоресурсы, товары народного потребления, продукты питания; рост безработицы, увеличение эмиграции, особенно молодого трудоспособного населения из России. Таким образом, с целью преодоления негативных явлений в экономике и создании благоприятных условий, которые бы побуждали к быстрому выходу страны из кризиса, государство должно ввести ряд стратегических программ. Прежде всего, программы инвестиционного развития, направленные на стимулирование развития отечественного производства; платежеспособного спроса населения; развития малого и среднего бизнеса, что, в свою очередь, будет способствовать занятости населения; внедрение ресурсосберегающих технологий, что приведет к снижению издержек производства продукции; возобновление предоставления льготных кредитов населению и предпринимателям; стимулирование развития аграрного сектора, особенно его главной отрасли - сельского хозяйства и т.д. В условиях экономического кризиса, который охватил реальный и финансовый секторы экономики, государство должно использовать все имеющиеся инструменты для восстановления доверия к денежной единице, кредитно банковской системы, доверия между участниками рынка. Система финансовых институтов должна обеспечить макроэкономические пропорции между потреблением, сбережением и инвестициями. 2.2Проявление экономического кризиса 2014-2015 гг. в России Экономический кризис в России, который начался в 2014-2015 годах, обусловлен экономическим ухудшением обстановки в России. Такое положение было вызвано стремительным снижением цен на энергоресурсы, продажа которых составляет значительную часть в доходах бюджета России, а так же ведением санкций против РФ вследствие, крымского кризиса. Эти факторы вызвали значительное снижение рубля, относительно иностранных валют, а затем увеличение инфляционных процессов и замедление реальных доходов населения. Мировые компании, ведущие бизнес в России, зафиксировали снижение прибыли из-за снижения потребительских настроений граждан России, а часть из них сообщила о вывозе своего капитала из России. Нестабильная обстановка в России начала оказывать негативный эффект на экономики некоторых стран ближнего и дальнего зарубежья, имеющих тесные экономические связи с Россией. Рассмотрим детальнее основные причины, способствующие развитию экономического кризиса 2014 в России: 1) Цены на нефть и газ. Начиная с 2000-х годов, в экономике России отмечался так называемый «эффект Гронингена» — негативный эффект, оказываемый укреплением национальной валюты (вызванным ростом цен на экспортируемую нефть) на экономическое развитие страны и приводящий к приоритетному развитию сырьевого сектора в ущерб производственному. Активный рост нефтяных цен в этот период (с 25-30 до 100 долларов США за баррель) привёл к усилению зависимости российской экономики от этого фактора и увеличению вклада энергодобывающих отраслей в экономику (40-50 % российского бюджета формировалось за счёт нефтегазовых доходов). Таким образом, увеличивалась зависимость доходов федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры. Государственный бюджет РФ на 2014 год был сбалансирован из расчёта стоимости нефти порядка $93 за баррель (или 3600 рублей). По факту, для сбалансирования бюджета была необходима цена в $100 за баррель. В январе-августе цена превышала $100, а затем начала уменьшаться, достигнув $56,5 к концу декабря. Падение цен было вызвано превышением предложения над спросом, причиной которого стали: спад спроса на нефть, увеличение добычи нефти и газа на внутреннем рынке США в результате сланцевой революции, отказ стран ОПЕК сокращать добычу. Падение привело к сокращению выручки от экспорта энергоносителей, составляющих около 70 % от объёма экспорта России. Последствия от падения цен на нефть были сглажены падением курса рубля, бюджет продолжил получать 3600 рублей за баррель. Помимо России, негативные последствия в экономике из-за обвала цен на нефть в той или иной степени почувствовали и другие страны, экспортирующие нефть, в том числе Венесуэла, Нигерия, Казахстан, Норвегия. 2) Экономические санкции. США, Евросоюз, Швейцария, Норвегия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония и другие страны ввели экономические санкции в отношении России из-за присоединения Крыма к России, рассматриваемого ими как аннексия. Санкции заключаются в запрете экономического сотрудничества компаниям стран, которые ввели санкции с различными российскими компаниями, банками и предприятиями ВПК. Также объявлена экономическая блокада Крыма. Президент РФ уже во время кризиса заявил, что на влияние санкций приходится 25-30 % проблем российской экономики. 3) Другие причины. По убеждениям многих экономистов, Россия еще не вышла с кризиса 2007-2008 гг, а политические причины усугубили имеющийся структурный кризис в Российской экономике. Безусловно перечисленные причины экономического кризиса 2014 года в России ведут за собой определенные разрушительные для экономики страны последствия. Рассмотрим детальнее данные последствия. После финансово-экономического кризиса 2008—2009 годов российская экономика начала восстанавливаться. В апреле 2010 года премьер-министр России Владимир Путин тогда заявил об окончании рецессии. По итогам 2010 года, рост ВВП составил 4 %, превысив прогнозы. Рис. 2.1. – Годовой рост России в 2008-2014 гг. Экономика продолжила развиваться, но с конца 2012 года началось замедление темпов роста. К концу 2013 года президент Российской федерации , премьер-министр и глава минэкономразвития признали стагнацию в экономике. Стагнация экономики в первой половине 2014 года продолжилась. Усугубили ситуацию с рублём начавшееся с июня 2014 года существенное снижение цен на нефть и введение против России экономических санкций. Все экономические показатели России в 2014 году оказались хуже прогнозов: рост ВВП составил 0,6 % вместо планировавшихся 2,5 %, инфляция достигла 11,4 % вместо планировавшихся 5 %, а отток капитала достиг $ 151,5 млрд., что в 6-6,5 раз больше планов ($ 20-25 млрд.). Рис. 2.2- Годовой отток капитала из России в 2008-2014 гг. В конце года в российской экономике появились первые признаки рецессии: ВВП России в ноябре 2014 года снизился на 0,5 % к ноябрю 2013 года, чего не наблюдалось со времён экономического кризиса 2008—2009 годов. В 2015 год экономика России вступила с теми же проблемами: продолжающееся снижение цен на нефть и сохранение экономических санкций. Если 2014 год закончился с ценой на нефть в $56,5, то к 14 января 2015 года цена за баррель нефти снизилась до $46. На 1 января 2015 года курс доллара США составил 56,24 рублей, а евро — 68,37 рублей. Нестабильная экономическая обстановка продолжилась, а вместе с ней и ослабление рубля: на 15 января курсы доллара и евро составили 66,1 и 77,96 рублей соответственно. Таким образом, экономический кризис 2014-2015, обусловлен экономическим ухудшением обстановки в России. 2.3Сравнительный анализ кризисов 2008 и 2014-2015 гг. в России, и пути выхода Финансовые экономические кризисы в России 2008-09 гг. и 2014-15 гг. имеют явное сходство. Однако российская государственная политика в этих случаях отличается. В 2008-2009 гг. в условиях острого финансового мирового кризиса проводился комплекс антикризисных действий, направленных на выход из кризисной ситуации в краткосрочной перспективе. Для более длительного тренда устойчивого социально-экономического развития реализованных мер было недостаточно, но в короткой перспективе они содействовали преодолению кризисных явлений (с IV квартала 2008 года по III квартал 2009).По окончании «антикризисного» управления итогом последовавшего отказа от реализации санационного пакета мер тогда стало возобновление негативных явлений в экономике и постепенная стагнация, ярко выраженная в 2013-2014 гг, с переходом в рецессию в 2015 году. Однако в кризисный 2015 год государство избирает иную стратегию, преимущественно самоустранения – применение принципов либерализма там и тогда, где и когда государственная поддержка должна была бы быть оказана для скорейшего выхода из кризиса. Кризисы 2008-09 и 2014-15 годов подобны, хотя и имеют некритические различия. Первый был частью мирового кризиса и характеризовался существенным падением активности мировых финансов и падением цен на нефть. Падение российских показателей было обусловлено критической уязвимостью и зависимостью национальной экономики от мировой конъюнктуры, а также десуверенизацией финансов, доходной базы госбюджета, зарубежными заимствованиями. Второй, при сохранении и даже усилении уязвимости российской экономики к внешней конъюнктуре, обусловлен дополнительными причинами. Во-первых, стагнацией экономики, признаки которой были очевидны уже в 2013 году. Во-вторых, новыми внешними обстоятельствами: санкциями, падением цены на нефть, ограничением доступа к кредитам. В-третьих, ошибочными государственными решениями органов власти, которые через политику либерализации и снижения роли государства спровоцировали «рукотворный» фактор кризиса. В итоге за 5 месяцев 2015 года инвестиции в основной капитал упали на 4,8%, объем грузоперевозок – на 2,1%, розничная торговля снизилась на 7,7%, индекс производства обрабатывающей промышленности на 4,1%, индекс промышленного производства – на 2,3 %. Экономический кризис, сопровождаемый падением производства, обычно преодолевается через инвестиции в основной капитал. В условиях кризиса естественным становится падение инвестиций со стороны частного сектора, который в силу ухудшения общей экономической конъюнктуры для минимизации рисков переходит к стратегии экономии. Часть хозяйствующих субъектов, не располагая ресурсной базой, вынуждена покидать рынок. Доля государственных инвестиций в период с 2008-09 гг. выросла почти на 1% (рис.2.3), В 2014 г она, напротив, снижена. Рис.2.3 - Доля бюджетных инвестиций в совокупном объеме инвестиций (по данным Росстата) Федеральный бюджет 2009 года был принят 31 октября 2008 года и, несмотря на появление к этому времени первых признаков приближающегося кризиса, не был адаптирован к условиям грядущего экономического спада. Это было обусловлено отчасти тем, что правительство сохраняло оптимизм и продолжало надеяться на то, что Россия останется «тихой гаванью» во время глобальной депрессии. Но в итоге в федеральный бюджет 2009 года вносились многочисленные поправки. Подобным образом федеральный бюджет на 2015 год, принятый 1 декабря 2014 года, был подвергнут изменениям через поправки от 20 апреля 2015 года. Однако, если размер расходов федерального бюджета на 2009 год в результате корректировок был увеличен на 9% по сравнению с первоначальным вариантом - с 9,025 трлн. руб. до 9,845 трлн. руб., - то размер расходов федерального бюджета на 2015 год, напротив, был уменьшен на 2% - с 15,513 трлн. руб. до 15,215 трлн. руб. Политика правительства изменилась на противоположную. + Несмотря на то, что к моменту принятия второй редакции бюджета 2015 года вхождение российской экономики в острую фазу кризиса стало фактом, правительство не приняло необходимых мер по повышению государственных расходов на стимулирование внутреннего спроса и оказание поддержки национальным производителям. Бюджетные меры преодоления кризиса проявляются в изменении отдельных параметров федерального бюджета. Именно поэтому для выявления разницы в антикризисной политике властей 2009 и 2015 годов следует сравнить изменения по отношению к бюджетам предшествующего года в федеральных бюджетах 2009 и 2015 годов (табл. 2.1). Таблица 2.1 Макроэкономические параметры периодов 2008-2009 и 2014-2015 годов 2008 2009 2014 2015 ВВП, трлн.руб. 41,277 38,807 71,406 73,119 Расходы федерального бюджета, трлн.руб. 9,845 9,660 14,831 15,251 Расходы федерального бюджета, % к ВВП 23,9 24,9 20,8 20,8 Дефицит (-)/профицит (+) федерального бюджета, млрд.руб. 1 538 -2 322 -334 -2 675 Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов федерации и муниципалитетов, млрд.руб. 979 1 393 440 488 Расходы на национальную экономику, млрд.руб. 1 025 1 651 2 086 2 322 Расходы на социальную политику, млрд.руб. 294 323 3 452 4 185 Расходы на национальную оборону, млрд.руб. 1 041 1 188 2 479 3 110 Во-первых, следует отметить, что расходы федерального бюджета по отношению к ВВП в 2009 году были увеличены на процентный пункт: с 23,9% до 24,9%. Расходы федерального бюджета по отношению к ВВП в 2015 году, напротив, остались неизменными, составив 20,8%, но уменьшившись за пять лет на 4 п.п. Государство последовательно уходило из экономики. Все это свидетельствует о том, что в 2014-15 гг. вопреки общемировой практике и собственному антикризисному опыту 2009 года российское руководство не только не увеличило, а, напротив, сократило в условиях кризиса государственные расходы, ограничив потенциал антикризисной политики. Во-вторых, если в 2009 году по сравнению с 2008 годом расходы федерального бюджета на национальную экономику были существенно увеличены – с 1,025 трлн. руб. до 1,651 трлн. руб., то есть на 61%, – то в бюджет на 2015 год было заложено несущественное увеличение этой статьи расходов по сравнению с 2014 годом – с 2,086 трлн. руб. до 2,322 трлн. руб., или на 11%. Вместо 61% всего 11%. При этом в бюджете 2015 года произошло существенное увеличение непроизводственных расходов на социальную политику по сравнению с бюджетом предыдущего года, чего не было в 2009 году. Если рост социальных расходов в 2015 году достиг 21%, то в 2009 году он составил 10%. Это свидетельствует о том, что популистские мотивы нынешнего правительства преобладают над приоритетами поддержки производителей. Правительство больше интересует вопрос текущего кризисного эффекта в настроениях населения, или иными словами пресловутого рейтинга руководства. Даже ценой подрыва устойчивости экономики. Нет даже того понимания, что отложенный эффект недовольства в итоге станет более жестким! Стоит отметить, что в 2015 году значительно (на четверть) выросли расходы на национальную оборону, что дает положительный вклад в борьбу с кризисом, так как поддержка ВПК, являющегося важной частью российской промышленности, положительно сказывается на общеэкономическом положении. Однако, противоречивые действия тут объясняются скорее внешнеполитической угрозой, чем пониманием механизмов экономической санации. В-третьих, видны различия в уровне поддержки федеральным центром региональных и муниципальных бюджетов. Система межбюджетных отношений в России устроена таким образом, что большинство субъектов федерации и муниципалитетов фактически не обладают финансовой самостоятельностью, так как львиную долю средств забирает федеральный бюджет. Часть этих поступлений затем перераспределяется в бюджеты регионального и муниципального уровней. Именно поэтому размер дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на местах имеет большое значение для поддержания финансово-экономическо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: